Кількість
|
Вартість
|
||
|
Журнал "Авиация и Время" 3/2020. Самолет Туполев Ту-124 в рубрике "Монография".
ПАНОРАМА:
Новости авиационного мира
(17 сообщений, 20 фото).
МОНОГРАФИЯ:
Ту-124: «ПЕРЕХОДНЫЙ» ЛАЙНЕР ТУПОЛЕВА
(«Ту124 прожил яркую, но короткую жизнь. Его заслуги очевидны. Именно с этим самолетом реактивная авиация пришла в небольшие областные центры и промышленные города СССР: Ставрополь и Краснодар, Калининград и Брест, Элисту и Тамбов, Чебоксары и Набережные Челны, Мурманск и Петрозаводск, Нальчик и Магнитогорск. За годы эксплуатации Ту124 перевезли более 6500000 пассажиров.
Этот лайнер воспринимался как некий «переходный» тип между реактивными пассажирскими самолетами 1го и 2го поколений. Увы, но у него оказался целый букет недостатков, и не только технических. Экономические показатели Ту124 были, мягко говоря, не блестящими, особенно на фоне его ровесника турбовинтового Ан24, обладавшего очень близкой пассажировместимостью. Уже в 1960 г. Совет министров СССР издал Постановление № 826341 о создании скоростного пассажирского самолета Ту124А, которого ОКБ Туполева подавало как глубокую модификацию Ту124. Фактически речь шла о создании нового лайнера с использованием наработок по «сто двадцать четвертому». Он впервые поднялся в небо летом 1963 г. и в ходе испытаний получил обозначение Ту134 (см. «АиВ», № 2’2010).
Следуя лозунгу «догоним и перегоним Запад», ОКБ Туполева для ускорения конструкторских работ на протяжении многих лет упорно использовало свое военное наследие. В том числе, из бомбардировщика Ту16 сделали пассажирский Ту104, затем в результате «уменьшения» из него получили Ту124, а далее слишком узкий фюзеляж этого самолета перекочевал на Ту134. Такое близкородственное «скрещивание» во многом предопределило ограниченные возможности дальнейшего развития лайнера. В результате Ту 134 существенно проигрывал зарубежным аналогам BAC OneEleven, DC9, Fokker28, не говоря уже о Boeing 737.
Проблема была и в принципиально разных подходах к развитию гражданской авиации. Советская конструкторская мысль подстраивала свои самолеты под существовавшую аэродромную сеть СССР, а скорее — под ее отсутствие. ОКБ в те годы гордились тем, что их самолеты способны работать не только с коротких и недостаточно прочных искусственных ВПП, но и с грунтовых аэродромов и площадок. Это «преимущество» активно пропагандировалось в буклетах «Авиаэкспорта», предлагавшего отечественные самолеты на зарубежных рынках.
Фактически такой концептуальный подход оказал советским авиапромышленности и гражданской авиации медвежью услугу. Ведь западные фирмы подстраивали свои самолеты под запросы рынка, а зарубежная аэродромная сеть, соответственно, подстраивалась под характеристики проектируемых летательных аппаратов. Именно тогда, в самом начале 1960х годов, разница в подходах предопределила отставание советской коммерческой авиации от зарубежной. И оно сказывается на просторах бывшего СССР до сих пор, спустя почти шестьдесят лет».
Эти выводы сделал Олег Черников, завершая свою монографию о почти забытом сегодня пассажирском лайнере. (60 фото, чертежи в масштабе 1:72 на вкладке).
АВИАСАЛОН
ПАССАЖИРСКИЕ ГРУЗОВОЗЫ (АВИАТЕХНИКА ДЛЯ РЕГУЛЯРНЫХ ГРУЗОВЫХ ЛИНИЙ).
(Именно такие самолеты перевозят львиную долю грузов мировой авиатранспортной индустрии. Об их появлении и развитии на современном этапе рассказывает эксклюзивный материал Андрея Хаустова. 16 фото).
АЭРОАРХИВ
ДАЛЬНИЙ ПЕРЕЛЕТ САМОЛЕТА «РОДИНА».
(В 1938 г. рекордный перелет женского экипажа во главе с Валентиной Гризодубовой позволил сталинской пропаганде раструбить на весь мир об очередных достижениях советской власти. О трагедиях, связанных с этим событием, стало известно гораздо позже. Статья Михаила Маслова фактически стала продолжением его работы, посвященной АНТ-37, опубликованной в предыдущем номере «АиВ». 15 фото).
ФРАНЦУЗСКИЕ АВИАТОРЫ НА ВОСТОЧНОМ
ФРОНТЕ (1916-1918 годы)
(Подготовленная на основе архивных материалов статья Андрея Харука раскрывает почти неизвестную страницу авиационной истории, которая связана и с Украиной. 9 фото)
«АЛЬБАТРОС D.II – ГЕРМАНСКИЙ ОТВЕТ СОЮЗНИКАМ.
(Статья Сречко Брадича посвящена истребителю, на котором воевали многие асы кайзеровской Германии.
14 фото, окраски 5 самолетов,
чертежи в масштабе 1:72 на вкладке).